Анастасия Логинова: Привет, Марко. Я бы хотела узнать, как прошла эта фотосессия с Брайаном Молко и с какой целью она была сделана? Нужно ли было сделать вам какие-нибудь особенные фотографии?
Марко Виттур: Эта фотосессия с Брайаном была назначена фоторедактором одного известного журнала о музыке, с которым я работаю. Это часть большого проекта, рассказывающего о группах, которые выступают долгое время, очень успешны и остаются верными себе. Я достаточно давно работаю с этим изданием и, в частности, с этим фоторедактором, чтобы мне доверяли и предоставляли определенную творческую свободу. Бриф был достаточно неформальный, но мне дали некоторые рекомендации и требования, которым должны были соответствовать снимки, в основном, технического характера, на снимках должно было быть достаточно пространства, где можно было бы поместить заголовок и текст и т.д.
Анастасия: Я предполагаю, это может быть интересно – узнать, как проходит фотосъемка. Как вы обычно работаете, если снимаете портрет? Вам необходимо установить контакт с человеком, которого вы будете фотографировать?
Марко: Я всегда нахожу портретные фотосессии очень увлекательными. Очень много зависит от человека, который тебе позирует, и насколько он комфортно себя чувствует во время съемки. Я считаю, что портретная съёмка подразумевает то, что люди доверяют тебе, позволяя представить их истинный образ в позитивном ключе. Это честь и большая ответственность.
Я предпочитаю, чтобы освещение, декорации и фотоаппарат (ы) были подготовлены и протестированы до съемки. Это освобождает меня от технических вопросов и позволяет сконцентрироваться на кадрах в течение съемки.
Я стараюсь немного узнать о тех, кого снимаю, пока идет съемка. Думаю, это очень важно, чтобы они чувствовали, что я полностью сосредоточен на создании их образа, что я проявляю участие, заинтересован, а также очень благодарен за их время и внимание, посвященное моей работе. Во время портретной съемки не всегда просто взаимодействовать, но это раскрывает двустороннюю коммуникацию. Я не просто делаю снимки, которые мне хочется получить, мы создаём образ вместе.
Когда я за работой, то, имею склонность давать минимум указаний. Я здесь для того, чтобы показать, кто эти люди, я люблю, когда перед камерой они бывают самими собой.
Анастасия: Как прошла съемка с Брайаном? С чего вы начали работу, сколько времени это заняло?
Марко: Съёмка с Брайаном прошла достаточно спокойно, у нас было несколько человек в студии и несколько подготовленных декораций. Когда он приехал в студию, мы обсудили 4 локации для съёмок за кофе. Это было позднее утро, и мы решили начать с серии в студии, чтобы «размяться». Он очень профессионален, был полностью сосредоточен на работе, определенно был заинтересован в процессе и расположен создать интересный образ. Мы перешли от одной серии к другой, потратив некоторое время между ними для просмотра некоторых кадров из каждой серии. Он комфортно чувствовал себя на съемке, был сосредоточен. Он позировал уверенно, но при этом непринужденно.
Анастасия: Некоторые из тех героев, кто дал мне интервью, говорили, что Брайан очень творческий, открыт для идей, любит искусство и понимает художественный образ. Что вы можете сказать о вашем опыте работы с ним? Какие впечатления?
Марко: Была сессия на улице, в которой поначалу Брайан не был сильно заинтересован. Он задавал много вопросов о том, как это будет проработано и каким будет свет. Затем, когда я посмотрел в камеру, он присел в естественном свете перед фоном. Получился снимок, который мне кажется нежным, но в то же время решительным, очень личным, во всяком случае, в моих глазах. Надеюсь, фотография может охарактеризовать этот момент.
Музыканты – это творческие личности. Полагаю, что когда кто-то, живущий своей музыкой и образом, выраженным через призму своей жизни, полностью посвящает себя своему искусству, то это творчество будет протекать в каждой составляющей его жизни, иногда в самых неожиданных областях. Брайан показывает свое творчество через музыку и стиль, через свою жизнь.
Анастасия: Если вы видели прошлые фотосессии Брайана и Placebo, то вы можете заметить, что у Брайана был очень яркий имидж – платья, макияж. Что вы думаете о его стиле в настоящий момент? Какое у вас мнение о стиле рок-музыканта – должен ли он быть особенным?
Марко: Мне нравятся снимки Брайана в платьях, на которые вы ссылаетесь. Я знаю, что они несколько старые, но втайне я очень надеялся, что он придет на съемку в одном из похожих образов. Несмотря на это, я не был разочарован. Возможно, то, что образ Брайана сейчас в меньшей степени является провокационным, позволяет ему стать отражением того, как он себя ощущает, и его личности. И, как фотограф-портретист, это то, что я, прежде всего, преследую и хочу отразить в портретах. Его макияж на глазах – яркое дополнение его образа и замечательно работает на портретах вблизи, создавая фантастический образ и определяя послание его музыки. Внешность и стиль музыкантов – всегда очень важное дополнение к посланию, которое они несут через свою музыку, но я часто чувствую, что можно определить, придуманный это или вынужденный образ или настоящее отображение того, кто этот человек и что он чувствует. За короткое время, проведенное с Брайаном, я определенно почувствовал, что Placebo – то, чем он должен быть, его душа и тело.
Анастасия: Вы написали мне, что портреты Брайана были взяты с вашего сайта и распространились по всем соц. сетям. Как вы относитесь к этой ситуации? В настоящее время информация и фотографии очень быстро распространяются в интернете. Реально ли защитить свои авторские права?
Марко: Авторское право – болезненная тема для фотографов (а также музыкантов). Дело в том, как твои снимки будут использованы (и даже использованы в корыстных интересах), когда они были взяты у тебя. Однажды скопированное и опубликованное где-либо изображение вскоре потеряет ссылку на автора и продолжает публиковаться и видоизменяться снова и снова. К счастью, в данном случае, портреты Брайана были взяты и опубликованы только заинтересованными поклонниками. Но, несмотря на это, снимки могут быть взяты и использованы для получения коммерческой выгоды, в полном неуважении к правам автора. Или, что хуже, использованы таким образом, что это может оскорбить человека, изображенного на них, или этические убеждения автора. В то же время, потерять контроль над снимком, который ты создал, это волнительно, ведь очевидно, что людям нравится твои работы, раз они украли их и распространяют дальше, но видеть, как эти фото живут своей жизнью и теряют связь со своим создателем довольно печально. К сожалению, сейчас люди считают, что это не стоит большого труда – взять любое изображение с любого сайта…