Татьяна, юрист по авторскому праву:
Placebo определили мою профессию. Я училась на юрфаке, когда в преддверии выхода Battle for The Sun в прессе достаточно подробно стал освещаться «развод» с Virgin Records. Истек их 10-лений контракт, который либо не могли, либо не хотели пролонгировать, но права на 5 выпущенных за эти годы альбомов оставались у рекорд-лейбла. Получалось, что новый этап в своей карьере они начинали ни с чем. Представлю себе, как это ужасно – потерять весь багаж, накопленный за такое количество времени. Возможно, у Riverman или Elevator Music в закромах и оставалось что-то, что можно было бы использовать, но судя по данным на обложках альбомов, все исключительные авторские права и права на фонограммы принадлежали Virgin Records. Группа ушла в свободное плавание и стала работать самостоятельно, что крайне редко для музыкальной индустрии, записала Battle For The Sun и, по-моему, довольно успешно его продала. Однако, как только подошло время выпускать B3, появляется комментарий Алекс Вестон (менеджер группы Placebo): «Мы, конечно, были рады побыть в свободном плавании, но счастливы подписать контракт с Universal Music». Видимо, в переводе с дипломатического языка это должно было звучать так: «Еще раз – только через мой труп!». Я могу себе представить, какие это сложности и какой объем работы, если у тебя за спиной не стоит мейджер-компания. Многим кажется, что все просто: записал песню – и все. На самом деле, все гораздо шире и глубже.
Я так увлеклась «бракоразводным процессом» с Virgin Records и переходу к Universal Music, что поняла – другие отрасли права меня слабо интересуют. И хорошо, если я попаду в эту сферу, а то – прощай, юриспруденция, нужно будет менять профессию. Я поняла, что либо это будет копирайт, либо не будет ничего. Мой научный руководитель по диплому накануне защиты сказал: «Боже, ты сошла с ума! Написала диплом, наигралась? Займись нормальным делом». Мне было бесконечно обидно, потому что я потратила много сил и времени, чтобы хоть как-то продвинуться в том, с чем планировала связать свою жизнь, и я точно знала, что ничем другим заниматься не смогу. Область авторского права колоссально узкая, и попасть в нее достаточно сложно. Но мне повезло: меня взяли в кинокомпанию за три недели до получения диплома. В меня поверили, и я до сих пор благодарна тем людям, которые дали мне такой шанс. Сейчас я работаю там уже три года и отлично себя чувствую. Наверно, это судьба. Однако это не значит, что на пути к мечте все было легко и просто: были свои сложности, трудности, были моменты, когда хотелось все бросить и сдаться, были грабли, на которые я надеюсь никогда в жизни больше не наступить. Но это опыт. И я думаю, что ни на что другое я бы его не променяла.
МОСКВА. 20/09/10
Я помню этот мандраж перед концертом, и глубокую постконцертную фрустрацию от того, что все закончилось. Мне кажется, это обычная история для всех. Когда ты первый раз в жизни видишь группу вживую, все кажется таким сюрреалистичным! У меня в голове не укладывалось, что передо мной стоит живой Брайан Молко – весь такой замечательный, а за стенами венью обычная и привычная для меня московская жизнь. Концерт был недолгим: пять песен – и все. Никто не знал, выйдет ли он снова на сцену. Даже на следующий день, когда техники готовили второй концерт, никто не знал, состоится ли он. Мне рассказывали, что замерзшей кучке людей у «Арены», сидевших там в ожидании новостей, Брендон (главный звукоинженер группы) вынес чай с бутербродами. Так трогательно. Я часто вспоминаю эту историю.
ШТУТГАРТ. 11/08/11
В то лето я должна была поехать учиться в Германию. Опрометчиво согласившись на поездку, будучи уверенной, что она не состоится, накануне вылета я готова была сделать все что угодно, лишь бы ее отменить. За месяц до самолета на вечеринке у меня украли сумочку с кошельком, ключами от квартиры и главное – паспортом. Вот-вот уже нужно было подавать документы на визу (тогда у Германии еще не было визового центра), а российского паспорта нет. Я тогда подумала: «Ну и замечательно! Я никуда не еду!». И тут объявляют: Placebo играют в Штутгарте. В тот момент я поняла, что хоть пешком, но пойду! В срочном порядке восстановила документы и полетела. На учебе разрешалось только 3 прогула, если лимит превышен – сертификат не выдают. Я договорилась с преподавателем: «У меня концерт Пласов, ничего не знаю, я еду, как хотите – отпустите». Каково же было мое удивление, когда в ответ я услышала: «Да-да, я тоже их люблю. Давай, езжай, потом расскажешь, как это было». Поездка началась.
В Штутгарт я приехала, не удосужившись даже карту города посмотреть, совершенно не представляя себе, где искать свой отель. Снова помогла случайная встреча, и уже к часу дня, бросив вещи, я стремглав бежала на концерт с ощущением, что невероятно опаздываю. Поэтому и выскочила из метро, не доехав одну станцию, решив, что пешком будет быстрее. Решение снова было судьбоносным. Поднимаясь по лестнице на выходе из метро, я буквально врезалась носом в плечо Стефану. Они с Дэвидом шли по улице, болтали, обнимались. Переборов смущение и стараясь заглушить бешено колотящееся сердце, я попросила автограф. Тогда это стало колоссальным потрясением: я встретила Стефана! Да еще в компании! Вау!
После концерта я стояла перед сценой, подруга все дергала меня за руку: «Мол, пошли уже! Чего ты ждешь?». А я ждала чего-нибудь. Просто не могла поверить, что такой день может просто так закончиться. Должно было произойти что-то еще. И оно, действительно, произошло. Я попросила у Брендона сет-лист, но он сделал вид, что не услышал. А потом вдруг вышел один из охранников, осторожно неся его в руках. Естественно, за ним потянулась куча народу, но его вручили лично мне, проконтролировав, чтобы никто у меня его случайно не вырвал. Это был мой самый-самый первый сет-лист.
С тех пор меня начали узнавать техники в Placebo. Это было очень странно. Я помню, что когда приехала в Эдинбург, Брендон подошел ко мне и сказал: «Привет!»